АКБРынок

Обеспечит ли Великобритания себя батареями?

Британским автопроизводителям будет сложно полагаться на локальный выпуск батарей для электромобилей

Миграция на электромобили, подстегиваемая новыми глобальными экологическими инициативами, ставит автопроизводителей разных стран перед серьезными вызовами, ответить на которые с использованием стандартных решений не всегда возможно. Великобритания в силу своей географической обособленности и исторических традиций в сфере выпуска автомобилей мигрировать на локальный выпуск тяговых батарей будет болезненно и медленно.

Специфика производства тяговых батарей, которые в готовом виде получаются достаточно габаритными и тяжелыми, и при этом достаточно опасными в транспортировке, заставляет автопроизводителей активно двигаться в сторону локализации производства литиевых аккумуляторов в непосредственной близости к автосборочному предприятию. В случае Великобритании, этот процесс усиливается необходимостью в определенной перспективе отказаться от импорта батарей азиатского происхождения по экономическим причинам.

По прогнозам экспертов, британскому автопрому при сохранении нынешних объемов производства транспортных средств понадобится не менее шести крупных предприятий по выпуску тяговых батарей для электромобилей. Чтобы выпускать около 3 млн машин в год, Великобритания должна расположить на своей территории к 2035 году предприятия, способные ежегодно выпускать тяговые аккумуляторы совокупной емкостью 175 ГВт ‧ч. К концу текущего десятилетия этот показатель должен достичь 56,9 ГВт‧ч, но пока местным предприятиям очень далеко до указанного уровня. Nissan силами своей площадки в Сандерленде выпускает батареи совокупной емкостью не более 1,9 ГВт ‧ ч в год. В сотрудничестве с китайской Envision AESC японский автопроизводитель рассчитывает построить еще одно предприятие по выпуску батарей совокупной емкостью 9 ГВт ч в год, с перспективой расширения до 25 ГВт ч в год. Britishvolt намерен локализовать производство 38 ГВт‧ч батарей в год. Все это значительно меньше показателей, заложенных в планы других стран региона.

Основную часть своей продукции британские автопроизводители реализуют на территории континентальной Европы, поэтому с 2027 года им будет сложно поставлять на этот рынок электромобили на базе батарей, изготовленных не в Европе или Великобритании. Впрочем, поставки готовых батарей из Великобритании на европейские предприятия по сборке автомобилей тоже не будут особо выгодными, поэтому английские автопроизводители оказываются в сложной ситуации.

Аналогичная ситуация возникает и в случае экспорта батарей европейского производства в Великобританию. Оправдать подобную логистику смогут лишь производители дорогих электромобилей типа Bentley, которая рассчитывает на поставки батарей Northvolt из Швеции. Представители компании даже заявили Reuters, что проблема британского автопрома заключается в разнообразии модельного ряда машин. Каждому типу электромобилей нужны батареи своего типоразмера, и локализовать их производство возле страны с сохранением прибыльности невозможно. Разумнее было, как считают в Bentley, унифицировать типоразмеры батарей по примеру французских марок, чтобы выпускать в Великобритании универсальные источники питания для электромобилей.

Второй исконно британский автопроизводитель — Jaguar Land Rover, который сейчас принадлежит индийским инвесторам, с выбором источника тяговых батарей пока не определился, но утверждает, что поставки будут осуществляться и из Индии. BMW до конца десятилетия собирается снабжать электромобили Mini британской сборки батареями, поставляемыми из Германии. Британские автопроизводители обеспечивают страну примерно 170 тысяч рабочих мест, и если с вызовами миграции на электротягу отрасль не справится, они могут быть потеряны.