Рынок

Tesla планирует обновить рекорды по поставкам электромобилей

Выручка Tesla взлетела на 42%, компания намерена обновить рекорды по поставкам во втором полугодии

Накануне Илон Маск (Elon Musk) поздравил старейшее предприятие компании Tesla с выпуском двухмиллионного электромобиля, на преодоление этого рубежа понадобилось более десяти лет, но сейчас в совокупности все действующие сборочные площадки марки способны выдавать ежегодно по 1,9 млн машин. До конца года Tesla надеется преодолеть рубеж в 2 млн выпускаемых электромобилей ежегодно.

Даже в сложных условиях второго квартала Tesla смогла увеличить выручку на 42% до $16,9 млрд в годовом сравнении и нарастить объемы выпуска электромобилей на 25% до 258 580 штук. Обо всем этом стало известно после публикации квартальной отчетности компании, результаты по объемам поставок электромобилей оказались чуть выше ожиданий аналитиков, а выручка прогнозировалась на уровне $16,5 млрд. Все это позволило акциям Tesla вырасти в цене на 1,45% после закрытия торгов. Объемы поставок продемонстрировали чуть выше рост — на 27% до 254 695 машин. Непосредственно объемы производства Model 3 и Model Y выросли на 19% до 242169 электромобилей, а объемы их поставок выросли на 20% до 238695 машин.

Сильный прогресс был замечен по Model X и Model S, поскольку во втором и третьем кварталах прошлого года объемы их производства были очень скромными из-за переналадки под выпуск рестайлинговых версий. Соответственно, даже выпущенные 16411 машин во втором квартале этого года обеспечили рост на 601%, а объемы поставок Model X и Model S вообще выросли на 753% до 16162 штук.

Темпы экспансии производства обычно являются предметом особой гордости Tesla. Даже на самом старом предприятии во Фремонте объемы сборки в годовом выражении удалось подтянуть до 650 тысяч машин, их долю Model Y и Model 3 приходится 550 тысяч. Шанхайское предприятие после простоя во время локдауна буквально выстрелило, выйдя на ежегодный объем выпуска электромобилей в 750 тысяч штук. Открытые весной предприятия в Берлине и Техасе до конца года будут способны выдавать до половины своей проектной мощности каждое по 250 тысяч электромобилей в год. Впрочем, в Техасе ради этого пришлось наладить одновременный выпуск машин с аккумуляторными ячейками типа 4680 и 2170, но здесь уже ведется подготовка к началу серийного производства пикапа Cybertruck, поставки которого начнутся в середине следующего года. Это изделие Илон Маск даже назвал потенциально лучшим в истории компании.

Берлинское предприятие вышло на еженедельный выпуск 1000 электромобилей Tesla с тяговыми батареями на основе ячеек типа 2170. Предприятие в Техасе на этот рубеж сможет выйти в ближайшие месяцы, оно будет минимально зависеть от доступности ячеек типа 4680 текущего года. Этот фактор, по словам Маска, должен играть определяющую роль только в следующем году. В долгосрочной перспективе Tesla собирается увеличивать объемы выпуска электромобилей на 50% ежегодно, и текущий год не должен стать исключением. В июне, как подчеркнул глава компании, рекордные объемы производства были достигнуты на предприятиях в Калифорнии и Китае. Это позволяет ему надеяться на достижение рекордных показателей по поставкам электромобилей в текущем полугодии. К концу года, как ожидает глава компании, Tesla сможет выпускать по 40 тысяч машин в неделю, уже сейчас еженедельный объемы производства закрепились на отметке 30 тысяч штук. Предприятия в Берлине и Остине по крайней мере до конца года должны выйти на еженедельный выпуск 5 тысяч электромобилей, а еще через год эти объемы удвоится, достигнув проектных величин.

Спрос на электромобили, по мнению руководителей Tesla, пострадал от влияния негативных макроэкономических факторов лишь незначительно. Компания вынуждена была повышать цены за ростом расходов, но Илон Маск надеется, что в определенный момент Tesla сможет слегка их снизить.

Tesla планирует обновить рекорды по поставкам электромобилей

Непосредственно реализация электромобилей принесла Tesla в прошлом квартале $14,6 млрд — на 43% больше, чем годом ранее. Компании пришлось пожертвовать нормой прибыли в автомобильном бизнесе, которая во втором квартале не превысила 27,9% против 32,9% кварталом ранее и 28,4% в аналогичном периоде второго квартала. Рост затрат компании в данном случае не удалось компенсировать ростом средней цены реализации. Норма операционной прибыли при этом остается одной из самых высоких в автомобильной отрасли — 14,6%, а объем свободных средств Tesla по состоянию на конец квартала достиг $18,3 млрд.

Ситуацию усугубляет необходимость масштабирования производства на новых предприятиях в Берлине и Техасе, а это дорогое удовольствие. Торговля экологическими кредитами принесла Tesla во втором квартале $344 млн. Компания располагает 709 представительствами и сервисными станциями, а количество зарядных станций Supercharger достигает 3971 штук — они в общей сложности обеспечивают до 36 165 одновременных подключений. Это на треть больше, чем было в прошлом году. Оптимистично прозвучали и оценки Илона Маска, который на квартальной отчетной конференции заявил, что до конца текущего года инфляция должна снизиться, а вместе с ней упадут и цены на основные виды сырья, используемого при производстве электромобилей. По крайней мере цены на алюминий и сталь уже начали снижаться, хотя стоимость лития по-прежнему достаточно высока.