В Нидерландах создали прототип электромобиля, поглощающего углекислый газ
Команда из Технического университета Эйндховена (Нидерланды) построила прототип пассажирского электромобиля, который не только не наносит существенного ущерба окружающей среде, но и захватывает углекислый газ из атмосферы непосредственно в процессе поездки. Авторы рассчитывают, что машина поглотит больше газа, чем выделилось в течение ее жизненного цикла.
Команда Zem (EM-07) создала монококки и панели кузова с использованием аддитивных производственных технологий, позволяющих снизить потери материалов при создании и выделить «настолько мало углекислого газа, насколько это возможно» с использованием вторично переработанного пластика, остатки которого можно применять в других проектах.
Переработанный пластик используется и в салоне, наряду с экоустойчивыми материалами вроде т.н. «Ананасовой кожи» — альтернативы реальной коже, выпускаемой из целлюлозных волокон ананасовых листьев. Окна вместо стекла выполняются из поликарбоната — в команде утверждают, что его использование менее вредно для окружающей среды. Модульная информационно-развлекательная система, модульная электроника и модульное освещение могут при необходимости изыматься и использоваться в других продуктах.
Во время поездки электромобиль Zem не выделяет углекислый газ. Известно, что в машине установлены девять тяговых аккумуляторов емкостью по 2,3 кВт-ч, используется двигатель мощностью 22 кВт, а также старый дифференциал от Audi с относительно высоким передаточным числом для увеличения крутящего момента. Также известно, что используется система рекуперативного торможения, позволяющая «выжать» из аккумуляторов чуть больше энергии во время эксплуатации. К ряду поверхностей интегрированы солнечные элементы питания. Кроме того, используется двунаправленная система зарядки и «цифровые зеркала» для уменьшения сопротивления воздуха в дороге.
Видимая часть системы очистки выглядит как стандартная решетка радиатора. На самом деле, через нее происходит захват воздуха для его очистки. По данным разработчиков, каждые 20600 км пробега на скорости около 60 км/ч из атмосферы удаляется около 2 кг углекислого газа. Хотя одна машина не повлияет практически на атмосферу, при массовом применении технологии вклад в декарбонизацию планеты может быть вполне реальным.
Фильтр Zem заполняется под завязку после 320 км дороги — такие фильтры можно очищать, используя зеленую энергетику, а захваченный CO2 будет сливаться в баллоны на зарядных станциях. Правда, пока неизвестно, что дальше следует делать с углекислым газом, но некоторые «зеленые» проекты позволяют использовать его в промышленности и даже для создания экоустойчивого топлива и пластиков.
Пока что проект является лишь доказательством концепции, но в будущем планируется увеличить очищающую способность фильтра. После окончания жизненного цикла электромобиля планируется использовать его компоненты настолько эффективно, насколько это возможно. В августе участники команды Zem отправятся в специальный тур по университетам и компаниям-производителям США в попытке своим примером заставить их принять вызов и заняться разработкой аналогичных решений.