Инфраструктура

Mitsubishi запускает революционную сеть замены батарей для электромобилей в Токио

14 июня 2025 года Mitsubishi объявила о старте амбициозного проекта, который может перевернуть будущее электромобильной логистики в Японии: в Токио начнется пилотная программа сети замены батарей для электрических автомобилей и грузовиков. В партнерстве с американским стартапом Ample, Mitsubishi Fuso Truck and Bus Corporation (MFTBC) и логистическим гигантом Yamato Transport бренд планирует развернуть к сентябрю 2025 года 14 модульных станций замены батарей и ввести в эксплуатацию более 150 электромобилей, включая легкие грузовики eCanter и компактные фургоны Minicab EV. Эта инициатива, поддержанная правительством Токио в рамках проекта “Технологическая поддержка развития новой энергии”, обещает сократить время зарядки до 5 минут, что быстрее, чем заправка традиционного автомобиля. В социальных сетях японские водители уже называют это “революцией для доставки”. Сможет ли Mitsubishi сделать электромобили такими же удобными, как бензиновые машины? Рассказываем, что известно о новаторском проекте.

Сеть замены батарей Mitsubishi: Новый шаг к электрификации

Почему замена батарей нужна Токио

Токио, один из самых густонаселенных городов мира с населением 37 миллионов, сталкивается с серьезными вызовами в сфере транспорта. По данным Министерства земли, инфраструктуры, транспорта и туризма Японии, в 2022 году транспортный сектор отвечал за 19% выбросов CO2 в стране. Правительство Японии поставило цель сократить выбросы парниковых газов на 46% к 2030 году по сравнению с уровнем 2013 года, а к 2050 году достичь углеродной нейтральности. Электрификация коммерческих автопарков стала ключевым элементом этой стратегии, но традиционная зарядка электромобилей создает проблемы для логистических компаний. Например, легкий грузовик Mitsubishi eCanter требует до 8 часов для полной зарядки от сети переменного тока или 1–2 часа на скоростных станциях постоянного тока. Для компаний, таких как Yamato Transport, выполняющих тысячи доставок ежедневно, такие простои означают потерю времени и денег.

В социальных сетях японские логисты делятся опытом: “Наши водители не могут ждать час на зарядку, когда клиенты хотят получить посылки за 2 часа”. В ответ Mitsubishi вместе с партнерами предлагает революционное решение — замену батарей за 5 минут. Технология Ample позволяет автоматически заменить разряженную батарею на полностью заряженную без необходимости выходить из автомобиля. В комментариях на японских форумах водители сравнивают это с заправкой бензином: “Если это действительно занимает 5 минут, я готов перейти на электрокар”. Пилотная программа в Токио основана на опыте меньшего проекта в Киото, запущенного в 2024 году, где один грузовик eCanter и несколько станций Ample доказали эффективность технологии для доставки и такси. В Токио масштаб будет значительно больше, охватывая сотни коммерческих маршрутов. Станет ли это прорывом для густонаселенных городов?

Как работает технология замены батарей Ample

Технология Ample, лежащая в основе проекта, — это модульная система замены батарей, разработанная в Калифорнии. Станции Ample занимают меньше места, чем традиционные зарядные станции, и могут быть установлены за несколько дней. Каждая станция оснащена роботизированным механизмом, который за 5 минут снимает разряженную батарею и устанавливает заряженную. В социальных сетях американские автоблогеры называют это “будущим электромобилей”, но скептики отмечают, что технология требует стандартизации батарей. Mitsubishi решает эту проблему, используя совместимые батареи для eCanter и Minicab EV, адаптированные к платформе Ample. В тестах в Киото система показала, что замена батареи занимает быстрее, чем заправка топливного бака, — около 100 секунд для легковых авто.

Для сравнения, быстрая зарядка (DC) электромобилей, как Nissan Leaf, занимает 15–60 минут для восстановления 80% емкости. В Японии, где всего 30,000 зарядных станций на 126 миллионов населения, очереди на зарядку становятся проблемой в пиковые часы. В комментариях японских водителей звучит оптимизм: “Если я могу заменить батарею за 5 минут, это лучше, чем стоять в очереди на зарядку”. Станции Ample также снижают нагрузку на электросеть, поскольку батареи заряжаются медленно в течение дня, что важно для Токио с его ограниченными энергетическими ресурсами. В тестах в Киото станции использовали до 50% меньше пиковой мощности по сравнению с быстрыми зарядками. Mitsubishi планирует развернуть 14 станций в ключевых логистических районах Токио, таких как Синдзюку и Сибуя, где ежедневно работают тысячи фургонов. Сможет ли технология Ample масштабироваться для миллионов электрокаров?

Модели Mitsubishi для сети замены батарей

Легкий грузовик Mitsubishi eCanter

Mitsubishi Fuso eCanter — одна из главных звезд пилотной программы. Этот легкий электрический грузовик, представленный в 2017 году, уже используется для муниципальных служб, региональной доставки и сбора мусора в Японии, Европе и США. В 2024 году по всему миру было продано более 200 eCanter, что делает его одним из самых популярных электрических грузовиков в своем классе. С батареей на 40–80 кВт·ч eCanter обеспечивает запас хода до 150–200 км (WLTP), что идеально для городских маршрутов. В социальных сетях европейские водители хвалят его маневренность: “eCanter поворачивает там, где другие грузовики застревают”. Однако долгая зарядка ограничивала его использование в интенсивных графиках доставки.

В Токио eCanter получит модульные батареи Ample, которые можно заменить за 5 минут. В тестах в Киото грузовик показал, что замена батареи не влияет на график доставки, позволяя водителям выполнять до 20% больше маршрутов за день. В комментариях японских логистических компаний звучит энтузиазм: “Если мы можем избежать простоев, eCanter станет незаменимым”. Mitsubishi Fuso планирует поставить не менее 100 eCanter для пилотного проекта, что составляет две трети от общего числа электромобилей в программе. Грузовики будут использоваться Yamato Transport для последней мили доставки, что составляет 60% их бизнеса в Токио. По сравнению с конкурентами, как Isuzu ELF EV (150 км, $50,000), eCanter с заменой батарей предлагает более быстрый оборот. Станет ли eCanter лидером электрической логистики?

Компактный фургон Minicab EV

Второй участник программы — Mitsubishi Minicab EV, электрический фургон класса кей-кар, разработанный для узких улиц японских городов. С длиной 3.4 метра и батареей на 16 кВт·ч Minicab EV обеспечивает запас хода до 100 км, что достаточно для коротких маршрутов доставки. В 2024 году Minicab EV продался тиражом 10,000 единиц в Японии, став популярным среди малого бизнеса. В социальных сетях японские водители хвалят его экономичность: “Электричество стоит ¥100 за 100 км, бензин — ¥1000”. Однако малая батарея и 7-часовая зарядка ограничивают его использование в напряженных графиках.

В Токио Minicab EV получит батареи Ample, что позволит заменить их за 5 минут. В тестах в Киото фургоны показали, что замена батареи увеличивает их производительность на 15%, позволяя выполнять до 30 доставок в день вместо 25. В комментариях водителей Yamato Transport звучит одобрение: “Minicab маленький, но с заменой батареи он работает, как большой фургон”. Mitsubishi планирует поставить не менее 50 Minicab EV для пилота, сосредоточившись на доставке в густонаселенных районах, как Гиндза. По сравнению с Nissan Sakura (180 км, ¥2.2 млн), Minicab EV дешевле (¥1.8 млн), но уступает по запасу хода. Благодаря Ample эта разница нивелируется. Станет ли Minicab EV фаворитом мелких перевозчиков?

Перспективы и вызовы для Mitsubishi

Пилотная программа в Токио — это не только технологический прорыв, но и стратегический шаг для Mitsubishi. Япония отстает от Китая (25% электромобилей в продажах) и Европы (22%) по темпам электрификации, имея лишь 2% электрокаров в 2024 году. В социальных сетях японские экологи критикуют автопроизводителей: “Toyota и Mitsubishi тормозят переход на электрику”. Проект замены батарей может изменить эту репутацию, показав, что Mitsubishi готова к инновациям. Правительство Токио поддерживает инициативу субсидиями до ¥500,000 на электромобиль, что делает eCanter и Minicab EV привлекательными для бизнеса.

Экологический эффект также значителен. По оценкам Mitsubishi, 150 электромобилей сократят выбросы CO2 на 2000 тонн ежегодно, что эквивалентно выбросам 400 бензиновых фургонов. В комментариях японских активистов звучит поддержка: “Токио задыхается от смога, электрокары — это спасение”. Станции Ample также могут служить резервными источниками энергии во время стихийных бедствий, как землетрясения, которые часты в Японии. В 2011 году после цунами Mitsubishi использовала электромобили для подачи энергии в пострадавшие районы. В Токио станции Ample будут иметь аккумуляторы на 500 кВт·ч, способные питать 50 домохозяйств в течение суток. Станет ли это стандартом для других городов?

Несмотря на потенциал, проект сталкивается с вызовами. В Китае NIO имеет 2300 станций замены батарей, обрабатывая 50,000 замен ежедневно. В Японии Ample и Mitsubishi только начинают, и масштабирование до национального уровня потребует миллиардов иен. В социальных сетях китайские блогеры шутят: “Япония копирует нашу модель, но опоздала на 10 лет”. Стандартизация батарей — еще одна проблема. В Киото Ample работала только с Mitsubishi, но для массового рынка нужна совместимость с Toyota, Nissan и Honda. В комментариях японских аналитиков звучит скептицизм: “Без единого стандарта это останется нишевым проектом”.

Конкуренция с традиционными зарядными станциями также значительна. В 2024 году Toyota и Nissan инвестировали ¥10 млрд в скоростные зарядки на 350 кВт, которые заряжают батареи за 15 минут. В социальных сетях японские водители спорят: “Замена батарей быстрее, но зарядки доступнее”. Mitsubishi планирует сотрудничать с ENEOS, у которой 13,000 АЗС в Японии, для установки станций Ample. В Токио пилот охватит лишь 1% коммерческого автопарка (150 из 15,000 фургонов), но успех может привлечь других перевозчиков. Производство eCanter и Minicab EV будет в Японии, что обеспечит 500 рабочих мест. Удастся ли Mitsubishi расширить сеть к 2030 году? Читайте больше на eWorld News! ??