Глобальные продажи электромобилей достигают 9,1 миллиона, но США тормозят
14 июля 2025 года аналитическая компания Rho Motion опубликовала отчёт, который свидетельствует о стремительном росте глобальных продаж электромобилей: в первой половине 2025 года в мире продано 9,1 миллиона электрокаров, что на 28% больше, чем за тот же период прошлого года. Китай и Европа возглавляют этот электрический бум, тогда как Северная Америка, в частности США, демонстрирует значительно более медленные темпы роста. Сможет ли мировой рынок электромобилей сохранить свою динамику, несмотря на торможение в США из-за отмены налоговых льгот? Рассказываем, как развивается глобальный рынок электротранспорта и что это означает для будущего.
Китай и Европа: лидеры продаж электромобилей
Китай остаётся бесспорным лидером в сфере электромобилей, обеспечив более половины глобальных продаж — 5,5 миллиона единиц в первой половине 2025 года. Это на 32% больше, чем в прошлом году, причём около половины новых автомобилей, проданных в Китае, — электрические. В городах, таких как Шанхай или Пекин, электрокары стали привычной частью городского пейзажа. Хотя некоторые китайские города сократили субсидии, аналитики Rho Motion прогнозируют оживление продаж к концу года благодаря новым государственным программам. Например, национальная схема обмена старых автомобилей на новые стимулирует спрос, делая электромобили ещё доступнее.
Европа также демонстрирует уверенный рост: 2 миллиона электрокаров продано за первые шесть месяцев 2025 года, что на 26% больше, чем в прошлом году. Особенно выделяется Испания, где продажи выросли на впечатляющие 85% благодаря продлению программы стимулов MOVES III. В Великобритании и Германии рост составил 32% и 40% соответственно, чему способствуют доступные модели, такие как Renault 4 и Renault 5. Однако Франция испытывает трудности: из-за сокращения субсидий продажи электромобилей там упали на 13%. Представьте себе контраст: в Мадриде или Лиссабоне зарядные станции становятся такими же распространёнными, как кафе, тогда как в Париже водители колеблются из-за уменьшения государственной поддержки.
Северная Америка: почему США тормозят рынок электромобилей?
В отличие от Китая и Европы, Северная Америка отстаёт. В целом в США, Канаде и Мексике продажи электромобилей выросли лишь на 3% в первой половине 2025 года. Мексика показала приличный рост на 20%, но Канада переживает спад на 23%, а США едва достигли 6% прироста. Главной причиной торможения в США стало решение, подписанное 4 июля, об отмене налоговых льгот на электромобили, предусмотренных Законом о снижении инфляции. Эти льготы, предоставлявшие до 7500 долларов скидки, были ключевым стимулом для покупателей. “С последними изменениями в законодательстве США могут не увидеть роста рынка электромобилей в 2025 году,” — отметил Чарльз Лестер, менеджер по данным Rho Motion.
Это решение создаёт неопределённость для американских потребителей и автопроизводителей. Например, в таких городах, как Лиссабон или Варшава, правительственные стимулы продолжают поощрять переход на электрокары, тогда как в США покупатели вынуждены пересматривать свои планы из-за роста цен. В то же время гибридные автомобили с подзарядкой (PHEV) в мире выросли на 27%, что частично компенсирует спад в США, где автопроизводители, такие как Ford или Toyota, делают ставку на гибриды как переходный вариант.
Будущее электромобилей: удержится ли глобальный темп?
Несмотря на региональные различия, глобальный рынок электромобилей демонстрирует устойчивое развитие. В 2025 году, по прогнозам Международного энергетического агентства, каждый четвёртый проданный автомобиль в мире будет электрическим, а к 2030 году эта доля может достичь 40%. Китай остаётся локомотивом этого прогресса, тогда как Европа держится за счёт политики нулевых выбросов и доступных моделей. Представьте себе путешествие из Киева в Львов на новом Renault 5: доступная цена, быстрая зарядка и ноль выбросов делают такие поездки всё более популярными.
Однако в США отмена налоговых льгот может замедлить прогресс, особенно если другие страны не усилят свои стимулы. Аналитики отмечают, что рост цен на электроэнергию для зарядки в некоторых регионах также может сдерживать спрос. Тем не менее снижение стоимости аккумуляторов и появление доступных моделей, таких как китайские электрокары стоимостью менее 10 000 долларов, могут изменить ситуацию. Глобальный рынок электромобилей не просто заряжается — он мчится вперёд, и лишь отдельные регионы, как США, пока нажимают на тормоза.